Что не так со статистикой въездного турпотока из Китая в Россию?

Автор: Туристический портал Travel Russian News

Вынужденная пауза в туристическом обмене между Китаем и Россией может стать хорошим поводом провести работу над ошибками и привести этот довольно непростой сегмент в порядок. Как подчеркивают эксперты, вопросов к направлению все еще довольно много.

 

 Так, по данным Ростуризма, в 2019 году Россию в рамках безвизового группового обмена посетило 1 млн. 198 тыс. гостей из Поднебесной, в свою очередь страховая компания

«China Life» сообщает о 1 млн 52 тысячах туристов из КНР. И если учитывать тот факт, что включаемые в безвизовые тургруппы путешественники из Китая в обязательном порядке должны быть застрахованы в последней, нестыковка данных получается довольно серьезной — более 100 тыс. человек. По словам экспертов, причин такой рассинхронизации может быть несколько, начиная с разных принципов ведения статистики, и заканчивая не совсем законной деятельностью со стороны туристических компаний.

Как пояснил порталу TRN председатель Совета Туристической ассоциации «Мир без границ» Иван Введенский, в Китае функционирует информационная система аналогичная нашей российской системе, в которой учитываются все безвизовые группы, выезжающие в Россию.

«И есть недобросовестные компании с китайской стороны, которые оформляют свои группы в китайской системе, через российские компании получают подтверждение о приеме в российских органах координации (профильные региональные органы исполнительной власти), а затем в китайской системе эти группы аннулируются. Таким образом список становится нелегитимным, и хотя затем туристы реально въезжают в Россию, в китайской системе учета данные про посещение ими нашей страны отсутствуют. Поэтому оценка примерно в 10–15% нелегитимных пересечений границы китайскими групповыми туристами кажется нам близкой к реальности», — пояснил он.

По мнению эксперта, подобными манипуляциями, видимо, занимаются самые опытные игроки на этом рынке, которые, скорее всего, и создают в значительной степени скандальный ореол вокруг китайского туризма и с которыми возникают основные проблемы «на нашей стороне». И как раз эта «лазейка» и привела в итоге к памятному скандалу в мае 2019 года, когда в Приморском крае перевернулся автобус с китайскими туристами, которых принимали в России по поддельным спискам.

«При этом вся конструкция межгосударственного обмана состоит из сквозной системы взаимодействия недобросовестных китайских туроператоров, в том числе покупающих те самые подтверждения о приеме, и российских компаний, „вчерную“ обслуживающих нелегальных китайских туристов и успешно обходящих налоговое законодательство.

Решение задачки есть, и оно лежит в плоскости цифровизации — сначала необходимо, чтобы Китай разобрался с электронными межведомственными согласованиями внутри себя, а затем нужно сформировать межгосударственный IT-механизм учета и контроля безвизовых туристов. Тогда и скандалов будет меньше, и рынок станет прозрачным, и вопросы безопасности будут обеспечены надлежащим образом», — заключил он.

О том, что подтверждения для китайских групп могли проходить с нарушениями, рассказали и в туроператоре «Чайна Лайн»: «Возможно, оформлялись только списки без наземного обслуживания. Есть смелые туркомпании, которые могут этим зарабатывать деньги или даже не деньги, а объемы. Это иногда интересно для уменьшения стоимости страховки. Также нельзя исключать погрешности в подсчете. Группу оформили, а она не выехала или количество человек в группе поменялось. Такое тоже возможно».

В свою очередь Александр Макляровский, независимый эксперт, экс-директор департамента въездного туризма туроператора KMP Group, считает, что разногласия в статистике могут происходить в том числе 

из-за того, что многие китайские vip-туристы приезжают в рамках группы, но с индивидуальной визой. Это дает им возможность уехать раньше или задержаться в России.

«Что касается серого варианта приема китайских туристов, то он ближе к чёрному, и сделать с этим очевидно ничего нельзя, поскольку не российские туроператоры являются полноценной принимающей стороной китайцев. Последние сами себя здесь принимают вопреки российским законам. Вместо гидов у них студенты, которые неполноценно проводят туры. Эти же студенты продают им сувениры, привезенные из КитаяГостиницы очень часто оплачиваются наличными и другие услуги тоже. Поэтому эта миллионная масса туристов не приносит желаемых доходов в российскую казну. Соответственно, налоги платятся меньше: например, если компания принимает западно-европейскую группу из 50 человек, то тут все ясно и прозрачно — каждый рубль на учете. Точно такая же группа из Китая приносит «пользу» примерно как от 10 человек. Поэтому превратить этот серый бизнес в белый или хотя бы приблизить его к этому можно лишь путем изменений в законодательстве, которое должно регулировать такие вопросы. Но этим никто не хочет заниматься, поскольку наши власти боятся испортить отношения с Китаем. Именно поэтому закрываются глаза на нарушения», — уверен эксперт.

Со своим коллегой согласен и представитель «China Travel» Евгений Глотов. По его словам, не совсем правильно сравнивать данные страховой компании и государственного органа. «Они могут по-разному фиксировать факт пересечения границы. Допустим, есть группа из 10 человек, они получили страховки, но в итоге в Москву прилетело только 8 туристов. То есть в базе китайской компании он есть, а в статистику Ростуризма они не попали. Также, бывают случаи, когда туристы приезжают в рамках группы, имея индивидуальные визы. Я думаю, что здесь идет речь о несогласованности формирования данных. Но и опять же, сложно сравнивать статистику двух разных организаций», — пояснил он.

Тем не менее, как подчеркнул Евгений Глотов, для скорейшего возобновления въездного турпотока власти должны принять определенные меры. «Почему российские туристы полетели в Турцию? Там разработали и представили сертификат Safe Tourism Certificate, включающий ряд мер по обеспечению безопасного отдыха в стране. Другие страны также постепенно перенимают эту практику. И это говорит о том, что государства хотят вернуть себе въездной турпоток. В России этот фактор очень серьезно влияет на то, чтобы к нам вернулся китайский турист. Но мы не видим, что бы кто-то задумывался о разработке и применении подобных практик»,  — заключил эксперт.

04.11.2020 г., Travel Russia News, Анастасия Егорова.

https://www.trn-news.ru/news/101265/?utm_medium=email

В Санкт-Петербурге стартовал сбор заявок на включение региональных турфирм в список операторов, имеющих право работать по соглашению о групповом безвизовом туристическом обмене с КНР. Город готовится принимать по электронной визе и туристов из других стран, планируя ряд промо-кампаний.

Гости из КНР сформировали почти четверть всего иностранного турпотока в Бурятию в 2019 г. Министр туризма Республики Бурятия Мария Бадмацыренова рассказала о прогнозах по срокам возобновления китайского туризма, и о том, как поддерживается туротрасль в регионе во время «заморозки» въездного туризма. 

Российско-китайская онлайн-конференция  

30.11.2020 г.

Вынужденная пауза в туристическом обмене между Китаем и Россией может стать хорошим поводом провести работу над ошибками и привести этот довольно непростой сегмент в порядок. Как подчеркивают эксперты, вопросов к направлению все еще довольно много.

Информационные партнеры